Для обеспечения продуктивного развития каждая наука должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В качестве таких положений выступает мето¬дология и теория.
Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Она учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, являющихся результатом познания и осмысления реалий жизни, по¬зволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процес¬сах.
Выделяют три уровня методологии любой науки.
1. Общая методология, которая дает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и со-ставляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. На этом уровне действуют законы, которые формулирует философия.
2. Специальная методология или методология конкретной науки, позво-ляющая формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и законо¬мерности, описывающие своеобразие формирования, развития и функциониро¬вания тех феноменов, которые она исследует. На этом уровне действуют раз¬личные принципы, применяемые в данной области научного знания.
3. Частная методология, которая представляет собой совокупность мето¬дов, приемов и методик исследования конкретной науки тех явлений, которые составляют предмет ее изучения.
В качестве общей методологии современной психологии выступает диа-лектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:
• о первичности материи и вторичности сознания;
• о движущих силах развития объективной реальности и психики;
• о единстве внешней (материальной) деятельности и внутренней (психи-ческой);
• о социальной обусловленности развития психики человека;
• о психике как функции головного мозга;
• о сознании как высшем этапе развития психики.
Специальной методологией современной психологии являются ее методо-логические принципы. Принцип - это основание некоторой совокупности фак¬тов или знаний, исходный пункт объяснений или руководство к действиям.
Основными методологическими принципами современной научной психо¬логии называют: принцип детерминизма, принцип единства сознания и дея¬тельности, принцип развития и принцип личностного подхода.
Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными усло¬виями и изменяются с изменением этих условий. Другими словами это означа¬ет, что психика обусловлена объективной действительностью, что все психиче¬ские явления обусловлены деятельностью мозга, что психика определяется об¬разом жизни и др.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образу¬ют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности. Сознание - результат поведения и деятельности (предыдущей) и в то же время оно образует внутрен¬ний план деятельности (последующей). Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.
Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в про¬цессе этого развития. Иными словами, психика постоянно количественно и ка¬чественно развивается и изменяется, а характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения.
Принцип личностного подхода означает, что все индивидуально- и соци-ально-психологические особенности человека следует рассматривать как осо-бенности его личности.
Частная методология современной психологии представляет собой сово¬купность методов познания психологической реальности. Метод - это путь ис¬следования или способ познания.
В современной психологии весь набор методов исследования можно раз¬делить на три группы:
1. Методы сбора информации (эмпирические): наблюдение, экспе-
римент, изучение документов, изучение результатов деятельности, опрос, тес-
тирование, моделирование, биографический метод.
2. Методы обработки данных: методы математико-статистического ана¬лиза данных, методы качественного анализа.
3. Интерпретационные методы: генетический (филогенетический и онто-генетический), структурные методы (классификация, типологизация).