togethe.narod.ru

| RSS

Сайт кадровой психологии и педагогики

Среда, 27.08.2025, 06:48
Направленность является сложным личностным образованием, опреде¬ляющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
В целом направленность личности - это система устойчиво характери¬зующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструк¬тура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т.д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют собой систему. Данная система является индиви¬дуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, т.е. составляющие её побуждения (моти¬вы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изме¬няются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирую¬щими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
Различают общую направленность личности и профессиональную направ-ленность.
Характеризуя направленность личности, выделяют следующие её качества: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.
Уровень направленности - это общественная значимость направленно¬сти человека (его убеждений и мировоззрения).
Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следу¬ет помнить, что широкая направленность - это не разбросанность и дилетантст¬во во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, не¬чётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубо¬ких убеждений.
Устойчивость направленности характеризуется длительностью и со-хранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности лично¬сти связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: на¬стойчивостью, целеустремленностью.
Действенность направленности личности определяет активность реали¬зации целей направленности в деятельности.
В основе направленности человека лежат потребности, т.е. состояния, от-ражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражаю¬щие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т.п.) и духовные (познава¬тельные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в обще¬нии). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведе¬ния, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, впечатления, желания, склонности, стремления убеждения, мировоззрения.
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамиче¬скими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах соверше¬ния поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации! За любыми поступками человека всегда кро¬ются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения мо¬гут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - по¬чему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудов¬летворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К не¬осознанным мотивам относятся установки и влечения.
Установка - это не осознаваемое личностью состояние готовности к оп-ределённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повто¬рения установочных ситуаций, а которых человек реагирует на внешние воз¬действия определённым образом, т.е. естественным путём. Однажды вырабо¬танная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образова¬ния и затухание установок, их подвижность разная у разных людей.
Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (со¬бытиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимаю¬щими характер предубеждения.
Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на осно¬ве личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Установка может быть направлена на различные объекты или даже на раз¬ные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная уста¬новка может быть направлена:
• лично на самого собеседника;
• на суть беседы;
• на обстоятельства разговора и т.д.
Явлению психологической установки посвящено большое число экспери-ментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) - образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную - комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую - готовность опре¬делённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.
Влечение - недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, вре¬менна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаёт¬ся.
Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотиче¬ские внушения, но они носят искусственный характер, сформированный "из¬вне", в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека.
К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, жела¬ния, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.
Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы яв¬ляются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окра¬шивает процесс познания.
Интересы человека определяются общественно-историческими и индиви-дуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержа¬нию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятель¬ности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмо¬циональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые - его значением для личности (содержанием).
Склонность - это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и дей¬ственный интерес перерастает в склонность.
Желание - это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к дейст¬вию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения кото¬рого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.
Стремление - это побуждение, где выражена потребность в таких услови¬ях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть соз¬даны в результате специально организованной деятельности личности.
Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие
как:
мечта - созданный фантазией образ желаемого;
страсть - мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодо¬лимой силой;
идеал - мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.
Намерение - это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, а также средства их достижения.
Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждаю¬щих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоз¬зрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений - это знания о мире, определённое его понимание.
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир, его закономерно¬сти. Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Прида¬вая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонно¬стей.
Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; от¬ношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, жела¬ния, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоз¬зрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направ-ленность на себя (НС).
Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зави¬сит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.
Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работ¬ника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направлен¬ностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на се¬бя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельно¬сти, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фак¬тическая помощь - минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.
Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки, когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для вы¬полнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллек¬тивом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для не¬го характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, са¬мим процессом деятельности, стремление к познанию.
Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудни¬ков или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего воз¬можность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов дру¬гих работников и коллег.
Направленность личности может быть определена с помощью ориентиро¬вочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера, которая позволяет получить полезную информацию о человеке.
Направленность личности и характер человека - это не одно и то же. Люди с разными типами характера могут иметь одну и ту же направленность лично¬сти.

Чем платный хостинг лучше бесплатного?