Свойства личности формируются в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром. Активность личности обнаруживается в ее деятельности. Источник активности личности - ее потребности. Потребность -это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабиль¬ный характер и связанных в основном с биологическими нуждами, потребности человека все время изменяются и развиваются. В этом постоянном обновлении потребностей немалую роль играет общественное производство: предлагая все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и новые потреб¬ности, которых не было у предшествующих поколений.
Потребности человека имеют общественно-личный характер, они форми¬руются в процессе его воспитания. Например, потребность посмотреть по теле¬визору вечером программу новостей - это всегда чья-то конкретно личная по¬требность, но она есть у этого человека потому, что он живет в современную эпоху, в нынешних общественно-исторических условиях (потребности посмот¬реть программу телевизионных новостей не было у деда или прадеда нашего героя, прежде всего потому, что они жили в другую общественно-историческую эпоху, когда телевидения не было).
Характерными особенностями потребностей является:
а) конкретный содержательный характер потребности, связанный обычно
с определенным предметом, которым человек стремится обладать, или с кон-
кретной деятельностью, которая должна доставлять человеку удовольствие
(определенная работа, игра и т. д.);
б) более или менее ясное осознание данной потребности, что сопровожда-
ется характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта по-
требности и неудовольствие, или даже страдание от неудовлетворения потреб-
ности);
в) наличие хотя часто и слабо осознаваемого, но всегда присутствующего
эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск путей возможно-
го удовлетворения потребности;
г) ослабление, а иногда и полное исчезновение вышеназванных состояний,
а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния
при удовлетворении ранее испытываемой потребности (например, после удов-
летворения потребности в пище вид, ее может вызывать даже чувство отвраще-
ния);
д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее осно-
ве, вновь дает о себе знать.
По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. У человека и естественные потребности имеют общественно-исторический характер (например, использование при еде вилок, ложек, ножей в Европе или специальных палочек - во многих восточных странах).
По характеру предмета потребности могут быть материальными и духов¬ными. В материальных выявляется зависимость человека от предметов матери¬альной культуры (потребность в пище, одежде, предметах быта), в духовных -зависимость от продуктов общественного сознания (музыки, литературы, кино
и т. д.).
Потребности человека могут быть также нравственно-оправданными и безнравственными. Первые - это те, которые отвечают требованиям общества.
Существует множество подходов к классификации потребностей. Один из них подразделяет потребности на три группы по числу структур человека: био-логическую, психологическую и социальную. В первой структуре возникают биогенные потребности, во второй - психогенные, в третьей - социогенные по-требности. Например, В.Д.Шадриков предлагает следующую классификацию потребностей (рис.3.2).
Широкую известность получила классификация личных потребностей че¬ловека, предложенная известным американским психологом Абрахамом Мас-лоу. Автор выделяет пять ступеней личных потребностей человека:
• физиологические нужды;
• потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне;
• потребности в принадлежности к группам, в симпатии и участии, в уважении и любви;
• личностные потребности: в самоуважении, самовыражении, независи¬мости;
• потребности самоутверждения: в творчестве, культурных развлечениях, достижении целей.
Согласно А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. При этом проявление потребностей имеет следующую закономерность: потребности более высокой ступени начинают проявляться тогда, когда удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности более низкой ступени. Например, удовлетворение по-требностей физиологических и в безопасности (низкие ступени) служит осно¬вой для проявления потребностей высших ступеней (личностных потребностей и потребностей самоутверждения).
В процессе жизни человека его потребности не остаются постоянными, они развиваются и изменяются.
В зависимости от конкретных условий существования личности, потреб¬ности человека выступают в виде системы мотивов.
Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.
Деятельность человека может определяться одним мотивом, но чаще -системой мотивов.
Мотивы отличаются видом потребности, которая в них проявляется, фор¬мами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержани¬ем деятельности, в которой они реализуются.
Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, а также они могут быть устойчивыми (свойственными данной личности длительное время) или ситуативными (определяемыми текущими условиями).
К осознаваемым мотивам относят интересы, убеждения, стремления.
Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно они проявляются в положительном эмоциональном фо¬не, который окрашивает процесс познания. Интересы выступают в качестве по¬стоянного побудительного мотива процесса познания. Их можно классифици¬ровать по содержанию, цели, широте и устойчивости.
По цели интересы могут различаться на непосредственные (вызванные эмоциональной привлекательностью объекта) и опосредованные (вызванные значимостью его для конкретной личности). Например, когда мы просматрива¬ем полки в книжной лавке, наше внимание привлекают книги в ярких, краси¬вых обложках (это непосредственный интерес), а когда мы берем невзрачные на вид книги по специальности и подолгу их листаем, то это уже проявление интереса опосредованного.
Интересы - высшая сторона мотивации деятельности личности, но далеко не единственная. Существенным моментом поведения человека являются его убеждения.
Убеждения - это система осознанных потребностей личности поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. У каждого человека в системе его потребностей есть потребность самоуважения, которая и побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами, а не вести себя как флюгер во время неустойчивой погоды.
Стремления - это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности.
Стремления могут приобретать различные психологические формы: мечта - созданный фантазией образ желаемого; идеал - пример, принятый личностью за образец;
страсть - мотив, в котором выражена потребность, обладающая непре¬одолимой силой.
Когда человек осознает не только условия, в которых он испытывает по-требность, но и средства их достижения, то такой мотив поведения называется намерением.
Интересы, убеждения, стремления - это осознаваемые мотивы. Но кроме них есть и неосознаваемые, такие как установка и влечение.
Установка - это не осознаваемое личностью состояние готовности к оп-ределенной деятельности.
Влечение - это побуждение к деятельности, в котором проявляется не-дифференцированная, недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Осознаваемые мотивы, рассмотренные со стороны их содержания, состав¬ляют цели личности.
Когда цели осознаются и результаты деятельности предвосхищаются, а также осознается реальность достижения цели, то такое состояние рассматри¬вается как перспектива личности.
Состояние личности, противоположное состоянию перспективы, называет¬ся фрустрацией. Фрустрация возникает тогда, когда на пути к цели человек сталкивается с препятствиями, которые являются непреодолимыми или вос¬принимаются как таковые. Возникающая фрустрация может привести к изме¬нениям в поведении личности, например, агрессии, проявляющейся во враж¬дебности, угрозах, грубости.
Активность любого живого организма вызывается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей.
У человека же все разнообразные формы активности связаны с потребно¬стями совсем по-другому, нежели у животных. Поведение животного направ¬лено всегда на удовлетворение той или иной потребности. У человека формы поведения диктуются не самой потребностью как таковой, а общественно при¬нятым способом ее удовлетворения.
В то время как поведение животных целиком определяется непосредствен¬ным окружением, активность человека регулируется опытом всего человечест¬ва и требованиями общества. Такое поведение является настолько специфич¬ным, что для его обозначения в психологии употребляется особый термин -деятельность. Одна из отличительных черт деятельности состоит в том, что содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила.