togethe.narod.ru

| RSS

Сайт кадровой психологии и педагогики

Понедельник, 14.07.2025, 03:15
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный направленный характер.
Органы чувств человека постоянно испытывают воздействия множества раздражителей, действующих одновременно или последовательно, являющихся одно- или разномодальными: одни оказываются выше или ниже порогов ощу¬щения, другие - вне направленности сознания. Лишь относительно небольшая часть раздражителей вызывает ответные реакции. При этом проявляется особое свойство психики выделять наиболее существенные раздражители и отвлекать¬ся от несущественного и второстепенного в данный момент в данных условиях, то есть обеспечивать направленность сознания.
Направленность сознания определяется не только внешними условиями (объективными характеристиками раздражителей), но также и внутренними причинами (впечатлениями прошлого, потребностями, мотивами, задачами и целями деятельности).
Направленность сознания на определённую деятельность и его сосре-доточенность называют вниманием. Наиболее общими признаками внимания считаются изменение уровня двигательной и умственной активности, преобла¬дание у человека в определённый момент одной формы деятельности и тормо¬жение конкурирующей деятельности.
Без внимания невозможна любая деятельность; чёткость и эффективность восприятия, памяти или мышления возможны только при наличии должной на-правленности, то есть внимания.
В отличие от других познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, и д.р.) внимание не имеет своего особого содержания, оно проявля¬ется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характери¬зует динамику протекания психических процессов. Именно поэтому в настоя¬щее время среди психологов нет единого мнения о природе внимания: одни считают его особым (отдельным) познавательным процессом, другие осо¬бым аспектом, либо стороной всех психических процессов.
Внимание - это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значи¬мость, это сосредоточенность психики (сознания), предполагающая повы¬шенный уровень сенсорной, интеллектуальной, либо двигательной актив¬ности. Под направленностью понимают прежде всего избирательный (селек¬тивный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный ли¬бо непроизвольный выбор её объектов. Общая функция внимания состоит в от¬боре и ограничении действующих раздражителей.
Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение или концентрация психической деятельности, то есть сосредоточение субъекта на объекте. Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего посто¬роннего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнориро¬вание) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчётливым.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и по-слепроизвольное.
Наиболее простым видом внимания является непроизвольное, которое возникает без сознательно поставленной цели и волевого усилия. Одним из факторов, вызывающих процесс непроизвольного внимания, являются сильно¬действующие раздражители. Очень сильные слуховые, зрительные, обонятель¬ные и другие раздражители, действующие порознь на отдельные анализаторы или комплексно на ряд анализаторов, вызывают процесс непроизвольного вни¬мания. Физиологически это можно объяснить «законом силы», который состоит в том, что чем сильнее раздражитель, тем более сильное возбуждение он вызы¬вает в нервной системе. К факторам, организующим процесс непроизвольного внимания, следует также отнести контрастные раздражители. Из практики мы знаем, что в абсолютной тишине внимание привлекает малейший шорох. Такие особенности объектов, как внезапность появления, интенсивность воздействия на человека, контрастность к фону, движение и прочее, привлекают непроиз¬вольное внимание не сами по себе, а в связи с интересами, потребностями, чув¬ствами и временными состояниями организма и психики человека. Другими словами, непроизвольное внимание возникает и поддерживается как объ¬ективными, так и субъективными факторами.
В основе такого вида внимания лежит врождённый ориентировочный реф¬лекс (рефлекс «что такое?»), возбудителями которого являются неожиданные или необычные раздражители и их изменения. Данный вид внимания есть не только у человека, но и у животных.
Человеческое внимание вызывается как неречевыми, так и речевыми раз-дражителями, то есть механизм его не ограничен уровнем первой сигнальной системы. Внешние стимулы, в том числе и речевые, всегда действуют через первую сигнальную систему. Внутренние стимулы могут действовать и через первую сигнальную систему (наглядные образы памяти или воображения), и через вторую сигнальную систему (мысли, осуществляемые в речи). Следова¬тельно, непроизвольное внимание у человека значительно сложнее, чем у жи¬вотных, что объясняется участием сознания и особенностями речемыслитель-ной деятельности.
Произвольное внимание имеет иные характерные черты. Все мы знаем, что человек может заставить себя быть внимательным к чему-либо. Для этого он сознательно ставит перед собой цель и усилием воли вытесняет из сознания все те мысли и побуждения, которые мешают ему сосредоточиться на объекте внимания.
Произвольным вниманием называется такое, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия.
В таком внимании отчётливо выступает деятельность второй сигнальной системы. Человек с помощью внутренней речи формулирует цель, побуждает себя быть внимательным, доказывает себе необходимость внимания и тем са¬мым поддерживает его устойчивость.
Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осозна¬ния необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. При этом, чем менее интересен человеку объект, тем больше усилий воли по¬требуется от него, чтобы быть внимательным, тем произвольнее должно быть его внимание. На процесс произвольного внимания благоприятно действует привычная обстановка. Человек привыкает к определённому рабочему месту, к установленному им порядку в расположении вещей, к определённому режиму труда. Важнейшее и обязательное условие поддержания произвольного внима¬ния - это содержательность того дела, которым занят человек.
Послепроизвольное внимание - это такое внимание, которое возникает на основе произвольного, направляется сознательно поставленной целью и поддержание которого не требует волевого усилия. Своеобразие его заключает¬ся в том, что оно всегда возникает на основе произвольного и что главной его побудительной силой является глубокий и устойчивый интерес не только к ре¬зультату, но и к процессу деятельности. Определённый интерес к результату действий может настолько организовать произвольное внимание, что оно неза¬метно переходит в послепроизвольное.
Послепроизвольное внимание характеризуется исключительной ясностью сознания, чёткостью и продуктивностью психических процессов, необходимых для данного вида деятельности, эмоциональным подъёмом.
Все три вида внимания тесно связаны между собой и переходят друг в дру¬га.
В целом внимание человека выполняет следующие функции:
1. Осуществляет отбор значимых, релевантных, то есть соответствующих потребностям в данной деятельности воздействий, и игнорирование (торможе¬ние, устранение) других несущественных, побочных, конкурирующих (функ¬ция отбора).
2. Обеспечивает удержание (сохранение) данной деятельности, то есть со-хранение в сознании образов, определённого предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель (функция сохранения).
3. Осуществляет регуляцию и контроль протекания деятельности (функ¬ция регулирования).
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и во мнемических, мыслительных и двигательных процессах.
Внимание человека может быть устойчивым и колеблющимся, более и ме¬нее сосредоточенным, широким и узким, распределённым и не распределён¬ным, легко и с трудом переключаемым с объекта на объект. Эти особенности внимания называют его свойствами. Одни из свойств положительно влияют на деятельность человека, другие отрицательно. Основными свойствами внимания являются:
1. Устойчивость внимания - это его способность длительно сосредотачи-
ваться на определённых объектах (предметах и явлениях внешнего мира либо
собственных действиях и мыслях). Устойчивости внимания способствует смена
объектов деятельности и выполняемых действий. В процессе деятельности
имеют место колебания внимания, т.е. периодически повторяющиеся откло-
нения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность
колебания приблизительно 5 секунд.
2. Сосредоточенность внимания - это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).
3. Объём внимания - количество объектов, которые одновременно охва-тываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчётливости. Средний объём внимания - 5-7 единиц информации.
4. Распределение внимания - это способность иметь в сознании несколь¬ко разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов дея-тельности. Оно зависит от психологического и физиологического состояния че¬ловека. При утомлении, а также при выполнении сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения вни¬мания обычно сужается. Уровень распределения внимания зависит от ряда ус¬ловий: от характера совмещаемых видов деятельности, от степени их сложно¬сти, от их знакомости и привычности. При этом, чем сложнее совмещаемые ви¬ды деятельности, тем труднее распределять внимание.
5. Переключаемость внимания - это скорость перевода внимания с одно¬го объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внима¬ния. Когда значимость другого объекта (или деятельности) превышает значи¬мость того, на который сейчас направленно внимание, то происходит его пере¬ключение.