Будучи идеальной, психика обнаруживает себя в особой группе явлений, называемых психическими, которые представляют собой основные формы су-ществования психического. В современной психологической литературе выде¬ляют четыре основные вида психических явлений (или четыре основные формы существования психического), это: психические процессы, психиче¬ские состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы - это основной способ существования психиче¬ского. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окру¬жающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четное начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выде¬ляют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоцио¬нальные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельности) процессы.
Психические процессы - это элементарные психические явления, вклю¬ченные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее крат-ковременны, их продолжительность от долей секунд до десятков минут. Это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отра¬жения или процесс функционирования психики человека.
Психические состояния - это целостная характеристика психической ак-тивности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психиче¬ское состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т. д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собст¬венно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно прояв¬ляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного че¬ловека. Психические свойства выступают в виде системных качеств человека,
они формируются и проявляют себя в деятельности. Синтез свойств психики приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Каж¬дая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает вклю¬ченность человека в приоритетные сферы жизнедеятельности, в которой целе¬направленная активность обеспечивает получение вполне определенных ре¬зультатов. В макрохарактеристике «индивид» отражена вся совокупная психо¬физиологическая основа человека, «личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта. Деятельностная активность челове¬ка представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как целостного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».
Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психоло-гический портрет, качественные признаки которого возникают, формируются, развиваются и появляются во взаимодействии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я». К психическим свойствам человека относятся: на¬правленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относятся знания, умения, навыки, а также различные психологические ка¬чества (ситуативные мотивы, жизненные позиции и т. п.).
Все психические у человека явления связаны друг с другом и влияют друг на друга, так как они представляют собой различные стороны (аспекты) функ-ционирования единой целостной системы - сознание человека.
Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности и пове¬дения, возникающие в ответ на воздействия (раздражители), которые имеют место сейчас (ощущения, восприятия) или когда-то были в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие дея¬тельность (чувства, воля), обнаруживающие различия в поведении людей (тем¬перамент, характер, способности, знания, умения).