Сознание - высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразова¬ние окружающей действительности. Функция сознания заключается в форми¬ровании целей деятельности, в предварительном мысленном построении дейст¬вий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Сознание человека обеспечивает:
а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощуще-
ние, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;
б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») - самосозна-
ние;
в) осуществление целеполагающей деятельности;
г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отноше-
ний).
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных вы¬ше специфических качеств сознания является язык.
Сознание - это высшая интегрирующая форма психики, результат общест-венно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.
Основными функциями сознания являются следующие:
• отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;
• регулятивно-оценочная, обеспечивающая регулирование и оценку результатов деятельности;
• рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;
• порождающая (творчески-креативная), дающая возможность созда¬вать новое, оригинальное.
Сознание человека имеет следующие особенности:
• категоричность - отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;
• отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;
• осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
• обусловленность индивидуального сознания общественными фор¬мами сознания;